Главная | Экспозиция | Легендарные разработки | Международный «Лен» - для русских полей

Экспозиция

Международный «Лен» - для русских полей

Концерн Созвездие. ЛенВ 1973 г. Министерство радиопромышленности СССР и Министерство электроники и электротехники Народной Республики Болгария (НРБ) подписали «Соглашение о создании совместного Конструктората из специалистов СССР и НРБ». В конструкторат, который осуществлял научно-техническое руководство совместными разработками, вошли советские и болгарские специалисты, уполномоченные координировать создание радиотехнической аппаратуры для сельского хозяйства и других отраслей этих двух стран. От советской стороны главным конструктором конструктората был назначен директор Воронежского НИИ связи К.Я. Петров, кавалер болгарской Золотой медали труда, а его заместителями - И.И. Дежурный, сотрудник ВНИИС, и К. Крыстанов (НРБ).

Первым детищем международного конструктората стал «Лен» - симплексная одноканальная радиостанция диапазона 40 МГц для сельского хозяйства. Главным конструктором с советской стороны был назначен В.М. Кузьмин, с болгарской – П. Хинков, а заместителями - Л.В. Давидов, В.И. Зубков, О.Д. Фомин (СССР) и Н. Люцканов (НРБ). «Лен» отличался малыми габаритами, весом, потреблением и высокими для того времени эксплуатационными параметрами. Впоследствии номенклатура изделий, а вместе с тем и сфера их применения была расширена.

На первом заседании конструктората, которое прошло в белорусском городке Молодечно, рассматривались предложения обеих сторон. Болгары представили конструкцию, не предусматривающую создание на ее базе радиостанций других диапазонов. Советские разработчики, наоборот, предложили унифицированный блочный вариант, который позволял при изменении схемных решений отдельных блоков создавать радиостанции разных диапазонов с различными функциональными и эксплуатационными возможностями.

На втором совещании в г. Софии был окончательно утвержден наш вариант конструкции. Далее все технические решения рассматривались и утверждались на совещаниях сторон поочередно в СССР и НРБ (2-4 раза в год).

И этот выбор оправдал себя - на первой международной выставке «Связь-75» в Москве советская сторона представила целую серию радиостанций на базе «Льна»: многоканальный «Лен», стационарные и возимые «Алтай-1» и «Алтай-3», «Маяк» и др. Впоследствии на базе радиостанции «Лен» болгарские специалисты создали «Лен-ИВ» - 6-канальную радиостанцию диапазона 40 МГц с дополнительными блоками для расширения эксплуатационных возможностей (построение транкинговой сети с автоматическим выходом в производственную АТС с избирательным вызовом абонентов, ретрансляцией, дистанционным управлением стационарными радиостанциями).

В 1977 году начались межведомственные международные испытания радиостанции «Лен» в колхозе «Россия» Краснодарского края. Стационарная диспетчерская радиостанция «Лен» располагалась в правлении. Она была оснащена 25-метровой антенной, которая обеспечивала связь на территории не только колхоза, но и ближайших хозяйств в радиусе до 70 км. Председатель колхоза имел две радиостанции - в машине и в приемной, а еще 20 радиостанций располагались на стационарных и подвижных объектах колхоза. Это позволяло председателю постоянно быть в курсе дел, оперативно решать возникающие вопросы по радиотелефону и, только в крайнем случае, выезжать на место, что высвобождало значительное количество времени для решения перспективных задач. И если раньше председатель за день проделывал путь на машине в 300-500 км, то с внедрением «Льна» это расстояние сократилось до 50-70 км.

Кстати, председатель колхоза «Россия» Майстренко сначала очень противился проведению у себя испытаний, называя аппаратуру «обузой». Но после их завершения он свое решение изменил, сказав, что «аппаратуру никому не отдаст», и даже заказал еще 30 штук для оснащения всех подвижных объектов.

Успешное завершение испытаний радиостанции дало старт ее серийному производству. Оно было организовано сначала на молодеченском заводе «Спутник» («Лен-М») и на болгарском заводе «Михаил Антонов» в г. Гоце-Делчев («Лен-Б»), а затем и на воронежском «Электросигнале» («Лен-В»), причем в год они производили от 35 до 70 тысяч радиостанций. В общей сложности было выпущено свыше 1 млн. радиостанций всех модификаций, большая часть из которых поставлялась в СССР.

Впоследствии по техзаданию советской стороны болгарами был разработан испытательный комплекс «Лен-сервис» для оперативной диагностики и ремонта радиостанций в лабораториях и в полевых условиях. Он позволял проверять основные параметры радиостанций в объеме приемо-сдаточных испытаний, а размещался - в чемодане. Немногим позже был создан вариант «Сервис-УКВ» для проверки и ремонта различных видов аппаратуры в диапазонах 40, 150 и 330 МГц.

Совместный труд разработчиков был отмечен государственными наградами Народной Республики Болгария. Значками «Отличник Министерства машиностроения и электроники» были награждены сотрудники ВНИИС К.Я. Петров, И.И. Дежурный, В.М. Кузьмин, О.Д. Фомин, В.И. Зубков, И.И. Лукин, А.А.  Башкирцев, И.М. Кузнецов, А.С. Бабенко.

Конструкторат за время совместной работы зарекомендовал себя весьма эффективной формой международного двустороннего научно-технического сотрудничества. Положительный опыт совместных работ на двусторонней основе заинтересовал и Министерство путей сообщения СССР. В рамках проводимой работы «Транспорт» по ТЗ советской стороны болгарскими специалистами были созданы носимый приемник «Транспорт-ПРМ-НБ» и носимая радиостанция «Транспорт-124Б», которую и сегодня еще можно увидеть у работников перрона, сцепщиков на железнодорожных станциях.