Главная | Научная деятельность | Издания | Некоторые наиболее общие вопросы общей теории систем в области категорий и методологий. Рубцов А.Ф. / 2006

Научная деятельность

Некоторые наиболее общие вопросы общей теории систем в области категорий и методологий. Рубцов А.Ф. / 2006
Некоторые наиболее общие вопросы общей теории систем в области категорий и методологий УДК 007

Некоторые наиболее общие вопросы общей теории систем в области категорий и методологий / Рубцов А.Ф. ОАО «Концерн «Созвездие». – Воронеж, 2006. – 112с.

В монографии на основе единой концепции дается общее определение фундаментальным категориям научного знания, составляющим понятийный (мировоззренческий) базис системного исследователя и отражающим бесконечное бытие, конечное человеческое мышление и их взаимоотношение.

Книга рассчитана на читателя, имеющего достаточный уровень мышления и научных знаний в области философии, системологии и «Теории информации и связи».

Она может быть полезна научным работникам, занимающимся исследованиями в области «Общей теории систем» и «Теории информации и связи», а также моделированием, анализом и синтезом сложных систем.


Предисловие

  • Все возрастающая сложность системных задач, которые ставит жизнь перед наукой, настоятельно требует обновления и уточнения понятийного (и методологического в его составе) арсенала системного исследователя, необходимого для их успешного решения.
  • Предлагаемая вниманию читателя монография имеет прямое отношение к «Общей теории систем», поскольку понятия, которые в ней анализируются, относятся к всеобщим понятиям, составляющим понятийный базис всех научных теорий, в том числе называемых «общими».
  • Как было справедливо отмечено в монографии М. Месаровича и др. «Теория иерархических многоуровневых систем» [8, стр. 59], сложные системы потому и называются сложными, что для них в принципе не существует единственного и полного метода описания. Сама палитра методов исследования таких сложных систем, под стать самим системам, весьма велика, разнообразна и постоянно пополняется. Среди таких методов исследования есть наиболее общие, относящиеся к высоким рефлекторным уровням и позволяющие сформировать общее, целостное представление о сложной системе; а есть и частные, принадлежащие более низким рефлекторным уровням и позволяющие более детально разобраться в системе, так сказать, «изнутри» [8, стр. 61].
  • Следует отметить, что «Общая теория систем», «исследующая» наиболее общие, системообразующие закономерности материального мира, базируется, прежде всего, на системе самых общих понятий (категорий) и от того, насколько развиты эти категории, насколько полна и совершенна система этих категорий, зависит уровень развития самой «Общей теории систем».
  • Эволюционизирующее ограниченное человеческое мышление, пытающееся объять само себя и необъятный материальный мир, в течение нескольких столетий создало несколько систем общих категорий, в основе которых лежит та или иная концепция «мироздания» и взаимоотношения с ним человеческого мышления [5]. Как бы ни назывались эти системы, их вряд ли можно назвать стройными и логически непротиворечивыми. Полученные в девятнадцатом-двадцатом веках результаты фундаментальной и прикладной наук создали явные предпосылки как для уточнения и дополнения ряда наиболее общих и важных категорий, составляющих эти системы, так и для обновления самих систем.
  • Необходимо обратить внимание на отсутствие в научной литературе целостного и устоявшегося определения важнейшей для системного исследователя категории Структура.
  • В идейную основу монографии положена концепция «Единства и единственности бесконечного БЫТИЯ как «положенности» для познающего его конечного разума», а ограничительной моделью БЫТИЯ является модель взаимодополняющих друг друга до бесконечного целого вещественного и индивидуального интеллектуального БЫТИЯ, смысловое значение которых поясняется.
  • В монографии, на основе общей концепции и выбранной модели БЫТИЯ, проводится уточнение содержания и одновременно систематизация (классификация) понятий высших рефлекторных уровней, составляющих понятийный (мировоззренческий) фундамент системного исследователя.
  • Поскольку определяемые в монографии фундаментальные категории научного знания относятся к наивысшим рефлекторным уровням, то это предъявляет повышенные требования к уровню системных знаний и рефлекторного мышления читателя.
  • Порядок изложения материала монографии определяется развертыванием фундаментальной категории-первоисточника Бытие по так называемой «спирали познания», смысловое значение которой также уточняется.
  • Монография написана «в направлении», обратном тому, в котором шла работа над ней. Понятие Бытие в этом контексте есть не что иное, как развертывающийся источник научного знания. Подобный способ изложения присутствует, например, в «Науке Логики» Г.В.Ф. Гегеля [4] (и не только у него) и, по сути, является единственно возможным, обеспечивающим строгость, последовательность изложения материала и приемлемую компактность формы.
  • Выбранный порядок изложения материала в направлении, обратном естественному движению мышления от простых форм к сложным, предоставляет читателю право по прочтении монографии самостоятельно восстановить «эволюционный» процесс мышления автора в работе над ней и, в конце концов, самому оценить степень истинности развернутых в монографии понятий.
  • Уяснить материал книги с первого прочтения весьма непросто. Содержание каждой из начальных глав, по сути, представляет собой пояснения. В монографии более общие понятия поясняются на основе менее общих, определяемых в последующих главах. Такой подход дает читателю своего рода необходимую «навигационную» информацию, позволяющую ему продвигаться в направлении развертывания понятия Бытие.
  • В монографии некоторые важные положения повторяются по нескольку раз в разных ракурсах. Эти повторения могут показаться излишними, но, по мнению автора, они позволяют лучше усваивать материал книги в процессе чтения.
    Монография изобилует образными сравнениями, позволяющими снизить «порог рефлекторного восприятия» излагаемого материала и обеспечить его доступность возможно большему количеству читателей. С той же целью в монографии сознательно не используются некоторые специализированные философские термины.
  • Примечание. Следует учитывать, что использованный в монографии прием искусственного понижения «порога рефлекторного восприятия» высокоуровневого материала посредством образных сравнений, на самом деле, неминуемо ведет к его выхолащиванию. Такого рода прием служит единственной цели, а именно: создать мышлению дополнительную «точку опоры» для последующего возврата на требуемый рефлекторный уровень.
  • Концептуально целостно определяемые в монографии самые общие, фундаментальные категории научного знания, по сути, отражают попытку конечного мышления «объять необъятное» (бесконечное), а потому не могут быть совершенными в принципе. Они представляют собой моментный и всегда промежуточный результат в движении информационно-конечной мысли к информационно-бесконечной истине.
  • В монографии не проводится серьезный сравнительный анализ вводимых определений понятий с уже имеющимися в литературе. Это несоизмеримо бы увеличило ее объем. Подобный серьезный анализ возможен, но только в рамках другой работы. Необходимые определения и ссылки на литературные источники читатель может найти, например, в [12] и, при желании, самостоятельно провести сравнение.
  • Практически каждое вводимое в монографии определение высокоуровневого понятия особенно. И эта особенность вытекает из особенностей принятого в монографии системного подхода.
  • Может показаться, что данная системная монография носит аксиоматический характер, но это, по сути, не так. На самом деле, каждое введенное фундаментальное понятие представляет собой не столько подобный аксиоме исток знания, сколько его (развивающегося научного знания) синтетический результат.
  • Особое внимание в книге уделено важнейшей категории Структура, которая отсутствует в литературе как целостное научное понятие [5, стр. 38], и ее связи с не менее важной категорией Сущность, определение которой также уточняется.
  • Анализируемые в монографии фундаментальные категории стоят в иерархии категорий выше категорий Качество и Количество. Столь высокий рефлекторный уровень анализируемых категорий определил отсутствие в монографии качественного анализа и математических формул и выбор структурной схемы для наглядного представления полученных результатов.
  • В основе написания монографии лежит самая общая Структурно-сущностная методология, начальное общее определение которой дается, а некоторые ее наиболее важные особенности анализируются.
  • В монографии научные понятия, мыслимые как объекты информационного обмена, обозначаются словами с заглавной буквы, например: Бытие, Структура, Сущность, Пространство и т. д.
  • При обыденном или не строго научном использовании этих понятий слова, их обозначающие, пишутся строчными буквами, например: время, пространство, качество, свойство и т. д.
  • Бесконечная РЕАЛЬНОСТЬ (БЫТИЕ), принадлежащие ей бесконечные процессы и атрибуты, а также другие ее части, например, ОБЪЕКТЫ, мыслимые не как понятия, а как различенные мышлением «положенности», отражаются словами из полностью заглавных букв, например: БЫТИЕ, АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ПРОСТРАНСТВО, ДВИЖЕНИЕ, ОБЪЕКТ, и т. д.
  • Кроме так называемых «положенностей», словами из всех заглавных букв обозначаются бесконечные информационные истины, например: БЫТИЕ, СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ и т. д., к которым устремлены соответствующие информационно-конечные понятия Бытие, Структура, Сущность и т. д. Принадлежность слова из всех заглавных букв «положенности» или информационной истине в монографии фиксируется соответствующим замечанием.
  • В конце монографии приводится перечень важнейших, с точки зрения автора, литературных источников. Этот перечень сознательно сделан небольшим. Он и в малой доле не охватывает всего богатства публикаций по предложенной тематике, и его следует считать не более чем базовым.
  • Если в отдельных предложениях монографии присутствуют заимствованные из литературных источников текст или смысловое значение понятия, то в их конце делаются ссылки [в квадратных скобках] на соответствующие литературные источники из базового перечня.
  • Предполагается, что необъятные в «своем стремлении» к информационной истине фундаментальные понятия всеобщих процессов АНАЛИЗ и СИНТЕЗ, атрибутов БЫТИЯ, а также фундаментальные категории мышления Структура, Сущность и Структурно-сущностная методология, по сути, только обозначенные в настоящей монографии, будут раскрываться в последующих работах.
  • Следует особо отметить тот факт, что в монографии из-за сознательного ограничения ее объема не определена важнейшая для системного исследователя категория Информация. Предполагается, что читатель имеет определенное представление о понятии Информация, вводимом, например, в вузовском курсе «Информатика» или «Теория связи». Такой уровень знаний представляется достаточным для осмысления содержания монографии.
  • Получившие свои краткие, общие определения с концептуально единых позиций и систематизированные в настоящей монографии фундаментальные категории научного знания составляют самый общий, мировоззренческий понятийный базис системного исследователя, а потому монография может оказаться полезной научным работникам, занимающимся моделированием, анализом и синтезом сложных систем.
  • Автор заранее выражает глубокую благодарность всем заинтересованно прочитавшим монографию и особенно приславшим конструктивную оценку публикуемому материалу. Адрес электронной почты: rubtsovanatol@yandex.ru

Оглавление

Предисловие 5
1. Фундаментальные категории бесконечного БЫТИЯ 10
1.1. Общие замечания 10
1.2. БЫТИЕ (РЕАЛЬНОСТЬ, БЕСКОНЕЧНОСТЬ) 10
1.3. Категория Бытие (Реальность, Бесконечность) 11
1.4. РАЗВЕРНУТОЕ БЫТИЕ (ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ). Понятие Развернутое Бытие (Объективная реальность) 15
2. АНАЛИЗ и СИНТЕЗ – всеобщие процессы-атрибуты БЫТИЯ. Категории Анализ и Синтез 18
2.1. Общие замечания 18
2.2. АНАЛИЗ. Категория Анализ 20
2.3. СИНТЕЗ. Категория Синтез 30
2.4. Заключительные замечания к главе 2 37
Структурные схемы к 1-ой и 2-ой главам 40
3. Атрибуты БЫТИЯ и отражающие их категории 44
3.1. Общие замечания 44
3.2. Определение атрибута БЫТИЯ 48
3.3. Атрибуты ОБЪЕКТНОСТЬ и СУЩЕСТВОВАНИЕ 48
3.4. «Дочерние» атрибуты от «материнского» атрибута СУЩЕСТВОВАНИЕ 56
3.5. Заключительные замечания к главе 3 69
Структурные схемы к 3-ей главе 72
4. Фундаментальные категории мышления 76
4.1. Категория Структура 76
4.2. Категория Сущность 85
4.3. Категория Структурно-сущностная методология 95
Структурные схемы к 4-ой главе 103
5. Введение в систематизацию понятий. Некоторые наиболее общие замечания 106
Выводы 110
Литература 112

Вы можете скачать монографию. (1.4MB)